Сен 01, 2014 Андрей Малахов Макроэкономика 0
Олигополия — это рыночная структура, в которой большую часть рынка занимает очень ограниченное количество компаний. Примером олигополии может служить рынок производства самолетов, где доминируют всего несколько крупных компаний, таких как Боинг и Эйрбас, либо рынок автомобилей, где также ограничено количество производителей.
Существуют различные типы олигополий к основным из них относят:
— однородную олигополию
— неоднородную
— доминирующую
— дуополию
Однородная олигополия, это ситуация, когда на рынке работает ограниченное количество производителей неразнообразного товара, то есть такого товара, который имеет очень мало разновидностей. Либо же разновидности эти крайне схожи. Примером такой олигополии может служить рынок сахара, соли, производство цветных металлов.
Неоднородный тип олигополии заключается в том, что ограниченное количество предприятий производит продукцию с высокой степенью разнообразия, например, табачная продукция, сталь и другие сплавы, автомобильный рынок.
В случае олигополии доминирования на рынке присутствует одна крупная компания, которой принадлежит более 60% данного рынка, остальную его часть занимают несколько мелких предприятий. Примером такой ситуации может служить рынок керамических плиток.
Дуополия – ситуация, когда на рынке присутствует всего две компании, выпускающие близкий по характеристикам товар.
Одной из главных особенностей олигополических рынков является наличие больших производственных мощностей у всех участников рынка. Это способствует сохранению стабильных цен на таких рынках, так как компании долго не решаются нарастить производство выше чем у конкурентов и просчитывают все возможные последствия такого шага.
Обычно все все участники такого рынка стремятся сохранить стабильность цены товара, которая меняется только в условиях резких перемен, таких как рост цен на сырье, резкий рост налогов.
Олигополии являются одним из основных источников тайных сговоров производителей, слияний, различных экономических альянсов. Это связано с тем, что компании оказавшись в такой ситуации стремятся не только к конкуренции, но и к взаимовыгодному сотрудничеству, которое более выгодно для них чем жесткая борьба.
Объединение же нескольких компаний позволяет им занять значительную часть рыночного сегмента, либо же вообще вытеснить из него конкурентов.
Вне зависимости от типа олигополии, для нее характерен ряд серьезных недостатков. В первую очередь это высокая вероятность сговора компаний и переход от олигополии к монополии. Компании ограничены в росте, так как на олигополическом рынке очень сложно эффективно конкурировать. Встречаются ситуации, когда из-за стремлению к стабильности цен компании не стремятся к удешевлению и расширению производства, так как издержки отсутствия роста компенсируются высокой ценой на товар, для всех участников олигополического рынка.
Есть у олигополий и несомненные преимущества, например – высокая степень вложений в научно-технический прогресс, жесткая неценовая конкуренция, которая приводит к ускоренной дифференциации рынка.
А как вы относитесь к олигополиям?
Андрей Малахов, профессиональный инвестор, финансовый консультант
Поделитесь этой статьей с друзьями. Они скажут вам "Спасибо!":
Фев 15, 2016 0
Окт 04, 2014 0
Сен 30, 2014 0
Сен 28, 2014 0
Мне интересна "Эффективная стратегия Форекс трейдинга" от Андрея Малахова